Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.; развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.
В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития.
Слабое развитие восприятия одна из основных причин замедленного овладения деятельностью, а так же жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии данной категории детей.
При помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность - ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.
Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.
Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются:
- улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;
- побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ), которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями:
- расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
- развитие умений дифференцировать осязательные ощущения;
- развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.
На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка и приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители. На данном этапе целесообразно использовать следующие приемы стимулирования: засыпка тела шариками; опутывание тела лентами; поглаживание различных частей тела; пожатие рук; ритмичное похлопывание; помещение ребенка в сенсорный бассейн.
На втором этапе педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка: поглаживание мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног); поглаживание щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам, резиновых и пластмассовых мячей (шариков); растирание (более глубокое и интенсивное поглаживание) кистей рук, стоп, каждого пальца рук и ног.
На третьем этапе педагог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов. Руки педагога выполняют направляющие действия: проведение руками ребенка по поверхности обследуемого предмета (в руке педагога рука ребенка); упражнение в совместном сжимание резиновых мячей, резиновых игрушек; упражнять ребенка в удерживании небольшой игрушки одной рукой, манипулирование ею; упражнять в удерживании игрушки двумя руками.
На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять полусопряженные, потом самостоятельные действия с предметами: упражнение в ощупывание предметов одной, потом двумя руками; упражнение детей в удерживании предметов руками: двумя, одной; формирование умения манипулирования предметами: трясти, толкать, отбрасывать, толкать, перекладывать из руки в руку; побуждать играть с бумагой: мять, листать, сгибать, комкать; побуждать играть с лоскутками ткани, с предметами различной фактуры.
Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания.
Социальный педагог Т.А.Лаёва