Специалисты отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в рамках реализации краевой программы «Комплекс мер ставропольского края по активной поддержке родителей детей- инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей», еженедельно проводят занятия в группе игровой деятельности «Малыш» для семей с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ от 0 до 3-х лет и семей с детьми без патологии в развитии.
Каждое занятие с детьми совместно с родителями имеет устойчивую структуру:
1.Сенсорно-интеллектуальная и речевая деятельность (предметные и сюжетные игры, игры с сенсорными материалами).
2.Двигательная деятельность (двигательные игры и упражнения, музыкально-двигательные игры).
3.Пальчиковые игры.
4.Развитие общей и мелкой моторики (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
5.Итог. Рефлексия.
Речевое развитие детей раннего возраста характеризуется несоответствием между хорошим пониманием речи окружающих и отставанием собственной речи. Для ликвидации этого дисбаланса используются неречевые средства общения (в основном жесты), как временный замещающий навык. Сами жесты должны быть простыми и понятными для всех окружающих.
Формирование речи ребенка тесно связано с другими сферами развития и во многом зависит от речевой среды, в которой он растет. После года быстро развивается понимание речи (импрессивная речь) и увеличивается количество слов, произносимых самим малышом (экспрессивная речь).
Нормативные данные по развитию речи ребенка в раннем возрасте
Возраст / Тип речи |
От рождения до года |
С года до двух |
С двух до трех лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
Экспрессивная речь в норме (слова, произносимые самим малышом) |
Гуканье, гуление, смех, плач. С 4-6 месяцев появление и рас цвет лепета. Появляется вокализация, напоминающая звуки родного языка. Возраст появления первых слов колеблется от 8-9 месяцев до 1 года 2 месяцев |
Словарь от 50 до 200-250 слов. Предложение из двух-трех слов. |
К трем годам в словаре до 800-1000 слов. Присутствуют почти все части речи. Ребенок использует предложения из трех, четырех слов, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка. |
Импрессивная речь в норме (понимание речи) |
В возрасте 5-6 месяцев начинают понимать обращенную речь. К году соотносят слова с предметами, действиями с их изображениями, по просьбе показывают нужное изображение на простой сюжетной картинке |
Словарь расширяется за счет понимания слов, обозначающих действия и качества, ребенок выполняет двухступенчатую инструкцию, начинает понимать значение предлогов |
Понимает простые сказки, вначале со зрительной опорой, а затем при устном предъявлении. |
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности детей раннего возраста.
Социальный педагог
Лаёва Т.А.